Учиться – всегда пригодится!

Это мы! 22.10.2010

Советы психолога.


 Наиболее распространенные проблемы первого класса:

- Ребенок не может сосредоточиться и перескакивает с одного дела на другое,

- Ребенку необходимо, чтобы его контролировали. Он не в состоянии самостоятельно
  справиться  даже с простейшим заданием.

-   Малышу тяжело просидеть без движения 45 минут,

- Ребенку не нравиться учиться. Его гораздо больше интересуют игрушки, а не книжки и  
  прописи.


И общие советы, как их преодолеть:

Многие родители, пытаясь приучить малыша к самостоятельности, не помогают ему делать уроки, а только проверяют уже выполненное задание. Но не каждый ребенок в состоянии самостоятельно сделать даже простое задание. Потребуется несколько месяцев, чтобы ребенок понял, что домашнее задание это его обязанность, которую надо выполнять. Поэтому первое время вы должны мягко напоминать малышу, что пора садиться за книжки и помогать ему, хоты бы своим присутствием.

    Непременным атрибутом учебы являются – школьные принадлежности. Всевозможные пеналы, тетрадки, ручки, ластики, папки – первоклассник воспринимает, как новые игрушки. Поэтому не экономьте на этих необходимых атрибутах. Позвольте ребенку участвовать в выборе школьных принадлежностей, они поддерживают интерес к учебе.


  Первокласснику необходим твердый распорядок дня. После школы и обеда дайте малышу oдин-два часа свободного времени. Пусть он отдохнет, поиграет, подышит свежим воздухом. Но не откладывайте домашнее задание на поздний вечер. После 17-18 часов сосредоточенность и способность воспринимать новую информацию резко снижается. Оптимальное время выполнения уроков – 16-17 часов – ребенок уже отдохнул после школы и еще не устал играть. Только не заставляйте его быстро бросить игрушки и садится за уроки, потому что пришло время. Дождитесь момента, когда ребенок отложит одну игрушку и еще не возьмется за другую. Если вы будете прерывать увлеченно играющего малыша – возникнет протест и необходимость выполнения домашних заданий быстро приобретет негативную окраску.

Всегда начинайте с самого трудного, пока внимание на высоте. А то, что ребенку знакомо с детского сада (например, рисование) он сумеет сделать и после того, как кривая сосредоточенности пойдет на спад.

Если у ребенка что-то не получается, помогите ему на промежуточных стадиях. Только не стоит делать за него домашнее задание целиком. Плавно подведите к верному решению, но окончательный ответ он должен дать сам.

 В заключение обязательно похвалите малыша: «Вот видишь, какой ты молодец. Я тебе только немного помогла, и ты сам решил этот сложный пример». Тогда у ребенка появится позитивная установка «Я сам все могу».

Почаще хвалите маленького ученика, за любую победу и не акцентируйте внимание на неудачах. Если крохе легко дается счет и не получается правописание, то рассказывайте ему, как он здорово считает, а если он будет стараться, то обязательно научится также хорошо писать. В ваших силах внушить малышу волю к победе. Не обзывайте его смешными прозвищами, если он что-то плохо делает (например, «курица криволапая»), чтобы избежать вашей насмешки ребенок вообще перестанет писать или смириться со своим прозвищем и не захочет красиво писать.

Если ребенок регулярно просиживает над домашним заданием на 30-40 минут больше, чем рекомендуется, предложите ему помощь (подчеркните цветным карандашом буквы, цифры, вылепите из пластилина или нарисуйте на песке, объясните другими словами). Если ситуация не улучшается, имеет смысл поговорить со специалистами (психологом, педиатром). У некоторых детей процесс формирования тонкой моторики, которая необходима для учебы, заканчивается лишь к 8 годам. Такого малыша рекомендуется не тащить вперед, а наоборот еще год оставить в подготовительном классе. Лучше год потерять, чем утратить желание учиться.

Не забывайте, что многое зависит и от генов. Если вы не отличались в школе хорошей успеваемостью и с трудом получили аттестат, то не требуйте от своего ребенка невозможного. Пусть лучше вырастет твердый троечник, а не замученный зубрила-отличник. Грош цена знаниям, которые насильно вбиты ребенку.

                    Памятка для родителей.

                     Чтобы не было "войны"

Чтобы обучать и воспитывать ребенка, а воспитание дошкольника - это суть обучения его в домашней школе жизни, мало представлять себе, чему бы хотите его научить. Необходимо вникнуть в душевный мир ребенка, понять его способ мышления, его взгляд на вещи. Этот процесс сложен и индивидуален. Здесь трудно дать какие-либо рекомендации. Нужно постараться добиться, чтобы уход за ребенком и его воспитание не напоминало бесцельную суету.
Чтобы уберечь вас от некоторых, к сожалению, очень распространенных ошибок, мы хотим предложить вам несколько советов. Прочтя их, подумайте, какие для вас и вашей семьи наиболее актуальны. Попробуйте выполнять хотя бы их. Если вам удастся разумно организовать жизнь вашего ребенка, это облегчит вам взаимное познание, убережет от многих неприятностей в будущем и подарит часы общения с близким человеком. Итак, некоторые практические рекомендации.
1. Будите своего ребенка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте с утра, не дергайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если вчера предупреждали.
2. Не торопите. Умение расчитывать время - ваша задача, и если это плохо удается, это не вина ребенка.
3. Не отправляйте ребенка в школу без завтрака: до школьного завтрака ему придется много поработать.
4. Ни в коем случае не прощайтесь, предупреждая: «смотри не балуйся», «веди себя хорошо», «чтобы сегодня не было плохих отметок»и т.д. Пожелайте ребенку удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов - у него впереди трудный день.
5. Забудьте фразу «Что ты сегодня получил?» . Встречайте ребенка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться (вспомните, как вы сами чувствуете себя после тяжелого рабочего дня, многочасового общения с людьми). Если же ребенок чересчур возбужден, если жаждет поделиться чем-то, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте - это не займет много времени.
6. Если видите, что ребенок огорчен, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится, тогда и расскажет все сам.
7. Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку, постарайтесь, чтобы ваш разговор с учителем происходил без ребенка. Кстати, всегда не лишне выслушать «обе стороны» и не торопиться с выводами.
8. После школы не торопитесь садиться за уроки, необходимо два-три часа отдыха (а в первом классе хорошо бы часа полтора поспать) для восстановления сил. Лучшее время для приготовления уроков с 15 до 17 часов.
9. Не заставляйте делать все уроки в один присест, после 15-20 минут занятий необходимы 10-15 минутные «переменки». Лучше, если они будут подвижными.
10. Во время приготовления уроков не сидите «над душой». Дайте возможность ребенку работать самому. Но уж если нужна ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка («не волнуйся, все получится», «давай разберемся вместе», «я тебе помогу»), похвала (даже если не очень получается) необходимы.


11. В общении с ребенком старайтесь избегать условий: «если ты сделаешь,то..», порой условия становятся невыполнимыми вне зависимости от ребенка и вы можете оказаться в очень сложной ситуации.
12. Найдите в течение дня хоты бы полчаса, когда вы будете принадлежать только ребенку, не отвлекайтесь на домашние заботы, телевизор, общение с другими членами семьи. В этот момент важнее всего его дела, заботы, радости и неудами.
13. Выработайте единую тактику общения всех взрослых в семье с ребенком, свои разногласия по поводу педагогической тактики решайте без ребенка. Если что-то не получается, посоветуйтесь с учителем, врачом, психологом. Не считайте лишней литературу для родителей, там вы найдете много полезного.
14. Помните, что в течение учебного года есть критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление, снижена работоспособность. Это первые 4-6 недель для первоклассников; 3-4 недели для учащихся 2-4 классов; конец второй четверти; первая неделя после зимних каникул; середина третьей четверти. В эти периоды следует быть особенно внимательными к состоянию ребенка.
15. Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое состояние. Чаще всего это объективные показатели трудности учебы.
16. Учтите, что даже «совсем большие» дети (мы часто говорим «ты уже большой» 7-8 летнему ребенку) очень любят сказку перед сном, песенку и ласковое поглаживание. Все это успокаивает их, помогает снять напряжение, накопившееся за день, спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном неприятностей, не выяснять отношения, не обсуждать завтрашнюю контрольную и т.п.
Завтра новый день, и вы должны сделать все, чтобы он был спокойным, добрым и радостным. При желании можно прожить его без нервотрепки и нотаций.
Несколько общих принципов и правил - как лучше организовать процесс выполнения домашних заданий, правильно помочь ребенку или выйти из кризиса.

1. Не заставляйте делать ребенка домашнее задание сразу же после прихода из школы. Позвольте ему расслабиться, войти в домашний мир, переключиться и отдохнуть от школы. Лучшее время для выполнения уроков - с 15 до 18 часов, советуют и психологи и физиологи, в это время мозг работает максимально эффективно.

Если ребенку 8-12 лет - старайтесь делать перерывы по 10 минут каждый полчаса, детям сложно удерживать внимание и концентрироваться более 30 минут, дальнейшее выполнение 'на износ' будет просто неэффективным. В перерыв ребенок может размяться, подвигаться или выпить стакан сока.

В идеале необходимо превратить выполнение заданий в ритуал, происходящий в одно и то же время, в одном и том же месте, это поможет организоваться самому ребенку. Если он не успел сделать, устал или не стал, не захотел делать - не заставляйте делать уроки поздно вечером и не напоминайте об этом без конца. Помните, что ребенок сам несет ответственность за выполнение уроков, и если вы возьмете её на себя - будет только хуже, это уже вы будете делать уроки и получать оценки. Можно попробовать вернуться к недоделанному с утра перед школой, а если же уроки так и не были сделаны, то полученная двойка будет объективным следствием.

2. Взрослый должен помогать ребенку. Маленьким детям ещё сложно организовать сам процесс, а более взрослым иногда нужна подсказка и помощь. И конечно вне зависимости от возраста детям нужна ваша поддержка и одобрение того, что он уже смог сделать. Оценка результатов ближайшими взрослыми крайне важна детям, потому что она питает их уверенность в себе.

Не делайте задания за ребенка, вы должны уметь задавать правильные вопросы, подталкивайте его в рассуждениях. Составьте вместе правило или схему решения определенных задач, пусть ребенок сам учится рассуждать на их основе и решать конкретные примеры. Помните золотое правило психологии - то, что сегодня ребенок делает вместе со взрослым, завтра он делает сам.

Помогите ему контролировать выполнение задания - вместе проверьте то, что получилось, задайте пару дополнительных вопросов, чтобы убедиться, что ребенок усвоил тему. Получите удовольствие от сотрудничества и процесса!

Если вы объясняете трудный момент, а ребенок ничего не понимает уже битый час, то лучше отложить задания в сторону, закрыть учебники и тетради и отвлечься на другое занятие. Не выплескивайте своё раздражение, для ребенка важно ваше терпение, ваша готовность в любом случае помочь и подсказать. Если же вместо радости сотрудничества получаются ежедневные конфликты, то попробуйте обратиться к специалистам - репетиторам-педагогам или за консультацией психолога, чтобы выяснить в чем причина такого кризиса и тотального непонимания материала. А может быть другому члену семьи будет проще объяснить то, с чем вы не можете справиться уже неделю.

3. Не делайте слишком большие ставки на школьные успехи ребенка. Завышая свои ожидания, требуя от ребенка максимума вы возможно не учитываете его способности и личные особенности. Завышенные требования приводят к вашему разочарованию и тревоге самого ребенка. Если мама была отличницей, а ребенок получает не только хорошие оценки - маме будет сложно отойти от стереотипа. Проконсультируйтесь со специалистами (психологами, нейропсихологами, логопедами, неврологами), выясните в чем может заключаться причина трудностей, как их можно преодолеть, выясните реальные способности ребенка.

Ваша цель сделать ребенка не только умным, но и самостоятельным, уверенным в себе человеком.

Проявляйте интерес к тому новому, что он узнал, а не к его оценкам и не забывайте напоминать, что ваши чувства не зависят от оценок, которые он принес из школы.
Развивайте у ребенка желание учиться чему-то новому и умение осваивать новый материал. Если это сложно сделать на материале математики, которая дается тяжело, возьмите более легкий для него предмет и донесите до него радость открывать новое знание, находить закономерности и отражение сухих правил в его реальной жизни. Шантаж будущей безработицей не имеет для ребенка смысла, он не думает о такой далекой перспективе, а удовольствие от занятий - действительно будет привлекать. И пускай оценки будут не на максимум, зато будет интерес и азарт узнавать что-то новое.

Возможно яростное нежелание делать домашнее задание и учиться связано с тем, что ребенку действительно с трудом даётся обучение, и со временем, обычно уже ко второй половине первого класса, вырабатывается страх неуспеха и комплекс неполноценности - 'я глупый, у меня ничего не получится'. Учение связывается только с негативными эмоциями и ожиданиями. В таком случае важно переломить это отношение, выявить причины неуспеха, возможно вернуться к изучению простого материала, чтобы наладить понимание более сложного. В этой ситуации важно найти квалифицированных специалистов, которые помогли бы вам выявить причины и построить стратегию коррекции и обучения...

  Нельзя:
1.Раздражаться, кричать и обзывать ребёнка.
Часто родители не обладают достаточным терпением и не умеют доходчиво объяснять непонятый материал. В результате процесс выполнения уроков превращается в пытку. Если оценить последствия стресса для ребёнка, наверное, лучше двойка в дневнике, чем подобная «помощь».
2.Выполнять задания вместо ребёнка.
В этом случае у ребёнка развивается чувство неуверенности в себе.
Со временем он станет думать, что вообще не способен чего-либо добиться без помощи. Или привыкнет решать свои проблемы за чужой счёт.
3.Усаживать ребёнка сразу же после школьных занятий или поздно вечером.
Любой ребёнок, независимо от возраста и темперамента, быстрее усваивает материал «на свежую голову». Приниматься за примеры или английскую грамматику нужно, предварительно отдохнув.
Тем, кто учится в первую смену, делать уроки следует между 16 и 19 часами, во вторую – в промежутке с 9 до 12 часов.
4.Заставлять заниматься в праздники.
Ничего, кроме отвращения к предмету и неприязни к себе, вы не добьётесь. Современные школьники и так подвергаются большим нагрузкам и устают к концу недели.
5.Использовать выполнение заданий в качестве наказания.
Иначе учёба будет ассоциироваться только с неприятными эмоциями и родительским гневом.
6.Демонстрировать пренебрежение к проблемам ребёнка.
Нельзя отказывать сыну или дочери в просьбе о помощи. Как бы ни были вы заняты, необходимо найти для этого время. Иначе дети станут скрытными и в последствии начнут относиться к вашим рекомендациям с недоверием.
7.Сравнивать ребёнка с другими детьми.

Ваш сын-гуманитарий при всём желании не сможет стать Васей Петровым, у которого по математике одни пятёрки. Максимум, чего вы добьётесь, - он начнёт тихо ненавидеть не только математику, но и Васю. А если ему постоянно твердить, что он такой же лентяй, как и Петя Васечкин, не удивляйтесь возросшему количеству двоек в дневнике.
8.Критиковать в присутствии ребёнка учителей или школу.
Непродуманные высказывания в адрес учителя (даже если он это заслуживает) могут не только вызвать у ребёнка пренебрежение к предмету, но и спровоцировать неуважительное поведение по отношению к педагогу.


Желаем Вам успехов в воспитании детей!

30 сентября 2011 года - Юбилейный приём учеников по итогам 2010/2011 учебного года.

Повторяем времена года, месяцы.

"Осенины" 31.10.2011